Фокусное расстояние во многом определяет сферу применений объектива.
Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем шире угол зрения и тем мельче выглядят объекты на кадре.
Параметры, на которые влияет фокусное расстояние:
- Угол обзора;
- Масштаб изображения;
- Степень размытия и ГРИП;
- Перспектива (опосредованно).
Тип фокусного расстояния
Переменное (зум) — обеспечивает максимальную гибкость в построении кадра и позволяет выставлять именно то фокусное расстояние, которое необходимо. При выборе зум-объективов следует избегать оптики с очень большим диапазоном трансфокатора, вроде 70–500 мм или 28–300 мм, так как удобство пользования такими объективами компенсируется не самым лучшим качеством изображения. Зум-объективы незаменимы в репортажных съемках, когда необходимо запечатлеть момент «здесь и сейчас». По той же причине их выбирают и для бытового использования.
Фиксированное. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фикс) имеют одно неизменное фокусное расстояние. Чтобы приблизить или отдалить снимаемую сцену фотографу нужно двигаться самому. Такие объективы дают высокую резкость и качество изображения, обладают лучшей светосилой. Надежны за счет простой конструкции. Из минусов только невозможность смены фокусного расстояния.
Зум-объективы более универсальны и рекомендуются новичкам, но немного уступают фиксам в качестве и резкости картинки.
Минимальное фокусное расстояние
Минимальное и максимальное фокусное расстояние бывает только у зумов. У фиксов это расстояние единственное.
Менее 35 — широкоугольные объективы. С их помощью удобно снимать природу и архитектуру, однако следует иметь в виду, что чем шире угол обзора (меньше фокусное расстояние), тем более заметны оптические искажения.
35.1–75 — нормальные объективы. Можно снимать ростовые портреты и пейзаж. Не подходят для съемки портретов крупным планом, так как искажают пропорции лица.
75.1–120 — длиннофокусные объективы. Начиная с 75 мм искажений перспективы практически не наблюдается. Для портрета крупным планом считается идеальным диапазон 75–135 мм. После 135 мм перспектива «сжимается», что в портретной съемке недопустимо.
Ещё более длиннофокусными (от 135 и выше) объективами снимают дикую природу, спортивные мероприятия и любые труднодосягаемые объекты.
Байонет
Байонет — это система крепежа объектива к фотоаппарату. Объектив всегда выбирается под тип байонета камеры. Наиболее распространенные типы байонетов: Nikon F, Canon EF и Sony E.
Для камер Canon
Canon EF-M — для беззеркальных камер. Благодаря компактным размерам эти объективы, от сверхширокоугольных до телефото и макро, можно взять с собой куда угодно.
Canon EF-S —для цифровых зеркальных камер EOS, оснащенных неполнокадровым датчиком изображения. Владельцы камер с креплением EF-S могут использовать весь ассортимент объективов с фокусным расстоянием от 16 до 400 мм.
Canon EF/EF-S — EF для полного кадра, EF-S — для неполного. Байонетное крепление у них одинаковое.
Canon RF — объективы для полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов. Помимо прочего известны высокоскоростной автоматической фокусировкой.
Для камер Nikon
Nikon 1 — байонет, используемый в беззеркальных цифровых камерах Nikon.
Nikon F — для зеркальных фотоаппаратов Nikon.
Nikon Z — для цифровых полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов.
Все объективы с байонетом Nikon F можно использовать на камерах с байонетом Nikon Z с помощью специального адаптера Nikon FTZ. Полной совместимостью с адаптером обладают только объективы Nikon со встроенным мотором фокусировки (с маркировкой в имени объективов AF-I, AF-S, AF-P)
Для камер Pentax
Pentax 645 — байонет для среднеформатных неавтофокусных зеркальных фотоаппаратов.
Pentax K — байонет для малоформатных пленочных и цифровых зеркальных фотоаппаратов.
Pentax KA/KAF/KAF/KAF2/KAF3 байонет для зеркальных 35 мм и APS-C камер.
Для камер Sony
Sony A — стандартная система крепления для камер Sony с фирменной технологией полупрозрачного зеркала.
Sony E — применяется в беззеркальных камерах Sony.
Для прочих камер
Fujifilm X — разновидность крепления и одноименная серия объективов, разработанная компанией Fujifilm для фирменных беззеркальных цифровых фотоаппаратов со сменными объективами.
L-Mount — крепление фотообъектива, представленное немецкой компанией Leica для выпускаемых ею цифровых автофокусных фотоаппаратов полного кадра и APS-C.
Micro 4/3 (или MFT) — распространенный формат системных портативных камер, совместно разработанный Panasonic и Olympus. 4/3 в названии обозначает соотношение сторон. Объективы выпускают как Panasonic и Olympus, так и сторонние производители: Sigma, Tamron, Samyang, Voigtlander и др.
M 42 — крепление мануальной оптики с резьбовым соединением М42 и рабочим отрезком 45.5 мм. Используется в фотоаппаратуре марки «Зенит».
«Брендовые» объективы подходят только к своим байонетам — нет смысла искать объектив от Canon с байонетом Nikon F. Сторонние производители выпускают одинаковые модели под разные байонеты.
Совместимость с полнокадровыми фотоаппаратами
Если выбираете объектив под полный кадр, совместимость нужна. Если под кроп — не нужна. Не всегда можно установить кропнутый объектив на полнокадровую матрицу или наоборот — полнокадровый объектив на кропнутую матрицу.
За стандартный полный кадр взята фотопленка 35мм с размером кадра 36х24мм. Если цифровая матрица имеет физический размер меньше «пленочного» кадра, её называют «кропнутой» (англ. Crop — обрезка).
Стабилизация изображения
В объективах с функцией стабилизации набор датчиков и плавающая линза компенсируют небольшую тряску и дрожание камеры. Такие объективы используют при съемке на длинной выдержке с рук и при видеосъемке.
Автоматическая фокусировка
Объективы с моторизированным фокусным кольцом позволяют наводить резкость без участия фотографа. На многих таких объективах можно встретить обозначение AF — автофокус.
Макрообъектив
Объективы с надписью macro имеют очень малое расстояние фокусировки для достижения крупного масштаба, подходят для макросъемки. Такие объективы оптимизированы для съемки мелких объектов, таких как насекомые, цветы, ювелирные изделия.