Как выбрать игровой монитор

Диагональ

  • 24-25 дюймов — минимум для гейминга, такие мониторы подойдут при ограниченном пространстве на столе или для тех, кто сидит очень близко перед дисплеем.
  • 27‑30 дюймов — предпочтительный вариант для большинства геймеров, относительно компактные мониторы с широким выбором разрешений и цен.
  • 31 дюйм и более — оптимальный вариант для полного погружения в шутеры и гоночные симуляторы за счет максимального охвата взгляда. 

Мониторы больше 30 дюймов обычно габаритные. Убедитесь, что у вас достаточно места для них.

Соотношение сторон

  • 16:9 — практически общепринятый стандарт для большинства игровых мониторов, обеспечивающий комфортное погружение в любую игру.
  • 16:10 — менее распространенное соотношение. Предлагает большую высоту, что актуально для стратегий, RPG и других жанров с насыщенным интерфейсом, но не все игры могут быть адаптированы под такое соотношение.  
  • 21:9 — Ultrawide мониторы, обеспечивают максимально погружение. Оптимальный выбор для шутеров, гонок и красочных ААА-проектов. Часть игр не поддерживают это соотношение сторон, что приводит к появлению черных полос по бокам или некорректному отображению интерфейса. 

Разрешение

Чем выше разрешение монитора, тем лучшей детализацией сможет похвастаться картинка:

  • 1920 × 1080 пикселей (FHD, Full HD) — минимум для гейминга. Покупка монитора FullHD актуальна лишь при ограниченном бюджете или при отсутствии мощной видеокарты.
  • 2560 × 1440 пикселей (2К, QHD, WQHD) — оптимальный вариант для гейминга. С разрешение 2К легко справляются даже предфлагманские модели видеокарт последних поколений, а картинка отличается куда лучшей детализацией по сравнению с FullHD.
  • 3840 × 2160 пикселей (4K UHD) — топовый вариант для гейминга. Это самые дорогие мониторы, для которых нужны флагманские видеокарты. Выбирать их стоит только при наличии соответствующего железа. 
  • 2560x1080 и 3440x1440 (1,5К и 2,5К) – разрешения широкоформатных мониторов. 

Не гонитесь за высоким разрешением без соответствующего железа. Изображение FullHD на 2К/4К мониторах будет слегка размытым.
Бюджетное универсальное решение
Бюджетное универсальное решение
FullHD монитор на 26-27 дюймов удовлетворит запросы почти любого геймера — доступный вариант для всех игр даже с относительно слабой видеокартой.
Красивая картинка для любых жанров
Красивая картинка для любых жанров
Мониторы на 27-28 дюймов с 2К разрешением — золотая середина. Они предлагают отличную картинку и большой экран при все еще адекватной цене.
Максимальная детализация для ААА-игр
Максимальная детализация для ААА-игр
Если кошелек не жмет и у вас топовая сборка, то 4К монитор будет лучшим решением для игр.
Для любителей шутеров, гонок и сногсшибательных пейзажей
Для любителей шутеров, гонок и сногсшибательных пейзажей
Максимальное погружение обеспечивают Ultrawide мониторы с соотношением сторон 21:9, но будьте готовы к внушительной цене.

Частота обновления, время отклика и овердрайв

Высокая частота обновления экрана актуальна для динамичных игр, где картинка на экране быстро меняется. Чем выше значение, тем более плавным визуально будет движение объектов на экране. 

Минимум для геймерского монитора — 120 Гц. Оптимальным считается 144-165 Гц. Если вы нацелены на киберспорт и соревновательные шутеры, то можно присмотреться к моделям с частотой вплоть до 240 Гц. 

Время отклика пикселя определяет, как быстро может переключиться пиксель из одного оттенка в другой. В характеристиках обычно указываются два параметра:

  • GtG (Gray to Gray) — время переключения пикселя между оттенками серого, по стандарту от 90 % до 10 %.
  • MPRT (motion picture response time) — время отображения объекта на экране до полной смены кадра.

Слишком низкое время переключения может приводить к появлению темного шлейфа за быстро движущимися объектами. Стоит ориентироваться на GtG — для нединамичных игр достаточно значений в 2-5 мс, а для динамичных ориентируйтесь на GtG = 1 мс.

Высокая частота обновления будет бесполезна без видеокарты, которая способна выдать такой же высокий FPS.
Для неторопливых игр: стратегии, RPG, квесты и головоломки
Для неторопливых игр: стратегии, RPG, квесты и головоломки
Монитор на 120-144 Гц со временем отклика вплоть до 5 мс вполне подойдут для «медленных» игр, где в геймплее важна не скорость, а вдумчивость.
Для динамичных игр: шутеры, гонки, экшэны, слешеры
Для динамичных игр: шутеры, гонки, экшэны, слешеры
Монитор на 165-200 Гц лучше всего покажет себя на динамичной картинке, а минимальное время отклика GtG до 2 мс минимизирует задержки в прорисовке объектов.
Для соревновательных шутеров
Для соревновательных шутеров
Если вы нацелены серьезно, то для вас имеются модели с частотой обновления 240-360 Гц.

Функция овердрайва сокращает время отклика пикселя. Эта функция может снизить эффект черного шлейфа, но слишком агрессивный овердрайв, наоборот, приведет к появлению осветленного шлейфа. 

Матрица экрана

Матрица монитора определяет углы обзора, цветовую насыщенность, контрастность и время отклика. 

  • TN — имеет низкое реальное время отклика, приближенное к 1 мс, поэтому подходит исключительно для динамичных игр. Минусы — слабая цветопередача, плохие углы обзора.
  • IPS — универсальный вариант с хорошими углами обзора и цветопередачей. Время отклика в районе 3-5 мс, но в продаже есть и более «быстрые модели».  Минусы — большинство моделей имеют частоту обновления экрана не выше 165 Гц. 
  • VA — отличная контрастность и насыщенный черный цвет. К минусам относится специфика изображения — ступенчатые переходы цветов и смазывание на черном. К тому же большинство VA мониторов — с изогнутым экраном.  
  • OLED — редкие и дорогие мониторы, сочетающие в себе преимущества предыдущих: насыщенная картинка, чистый черный цвет, минимальное время отклика. Минусы — высокая цена и возможность выгорания пикселей. 

В большинстве случаев выбор идет между IPS и VA. OLED стоит рассматривать лишь в том случае, если вы готовы отдать за монитор сумму, сравнимую с покупкой целого компьютера.  

Технологии синхронизации кадров

Видеокарта всегда выдает динамичное число кадров в секунду, которые затем отображаются на мониторе с фиксированным значением обновления экрана. Это приводит к эффектам «заикания» и разрыва кадров. Чтобы исправить это выбирайте монитор с одной из технологий синхронизации:

  • G-Sync — фирменная разработка Nvidia, работает только с видеокартами этого бренда.
  • G-Sync Ultimate — тоже, что и предыдущее, но с поддержкой HDR1000.
  • G-Sync Compatible — в отличие от двух предыдущих реализуется программно через разъем DisplayPort и может выдавать немного худшую картинку, поскольку технология прошла ограниченную сертификацию. 
  • FreeSync — технология от AMD, работает как с видеокартами Radeon, так и Nvidia.
  • FreeSync Premium и Premium Pro — улучшенные версии, первая предлагает поддержку низких частот, а вторая — технологию HDR. 
  • Adaptive Sync — альтернативная вышеописанным технология, которая работает исключительно через DisplayPort.

AMD FreeSync универсальная, но если вы обладатель видеокарт от Nvidia, лучше искать мониторы с фирменной G-Sync.

Технологии синхронизации кадров — обязательный атрибут игрового монитора, особенно с высокой частотой обновления экрана. 

Технологии защиты глаз

Снижают нагрузку при продолжительном гейминге. Обозначаются как Flicker Free и Less Blue Light.

Яркость и контрастность

Чем выше яркость, тем более насыщенной будет ощущаться картинка, но высокая яркость приводит к быстрому утомлению. Для игровых мониторов достаточно даже  250-300 Кд/м², если вы не нацелены на поддержку HDR.

Чем выше значение контрастности, тем более насыщенным получается черный цвет.  Для IPS типичные значения 1:000, VA предлагают лучшую контрастность — от 1:3000 до 1:4000. Для игрового монитора низкие значения не критичны, поскольку в динамике не всегда можно уловить разницу. 

HDR

Изображение в HDR выглядит более насыщенным и «полным», но только в том случае, если и сама игра поддерживает HDR-технологию. Если вам принципиально наличие расширенного цветового диапазона, ищите мониторы с обозначением от DisplayHDR 600 до DisplayHDR 1400. Именно такие модели позволят заметить визуальную разницу от использования технологии.

Обратите внимание, что некоторые мониторы не способны одновременно работать с HDR и G-Sync/FreeSync.
Упор на динамику
Упор на динамику
Для соревновательных игр вроде Dota 2, CS:GO, Fortnite и PUBG намного важнее плавная картинка без подвисаний, поэтому отдайте предпочтение наличию G-Sync/FreeSync.
Упор на красивую картинку
Упор на красивую картинку
Если вы предпочитаете синглплеерные проекты с красивой графикой, ищите мониторы с хорошей контрастностью от 1:2500 и поддержкой стандарта HDR не ниже HDR600. Это позволит максимально раскрыть все красоты картинки.

Изогнутый экран

Встречается преимущественно в мониторах с VA-матрицей. Обеспечивает лучшее погружение за счет комфортного обхвата, но требует соблюдения четкого расстояния между экраном и глазами.