Вид
Активные. Имеют встроенный усилитель, благодаря чему их можно сразу подключать к аудиосистеме. Усилитель в таких сабвуферах идеально совместим с остальными элементами системы, поэтому разбираться с тонкостями настройки аудиотехники не придется. Но в ключевом преимуществе активных сабвуферов кроется и их основной недостаток: как правило, производители экономят, используя одноканальные усилители, которых недостаточно для качественной автомобильной аудиосистемы, или вовсе усилители низкого качества, что особенно это характерно для недорогих моделей.
Пассивные. Вам придется самостоятельно подобрать к нему усилитель и потратить время на установку всех комплектующих. Но так вы сможете собрать по-настоящему качественною аудиосистему с необходимыми вам характеристиками звучания.
Мощность
Номинальная — та, при которой устройство может нормально работать на протяжении минимум одного часа без риска возникновения повреждений.
Максимальная — это мощность кратковременного импульса (сигнала) длительностью до 2 с, которую сабвуфер может выдержать без получения повреждений.
Следует обратить внимание на соотношение мощностей сабвуфера и усилителя, которое влияет на качество звучания аудиосистемы. Так, система, в которой усилитель обладает большей мощностью, характеризуется более чистым звуком. Если же мощность сабвуфера превышает мощность усилителя, система характеризуется большей безопасностью. В обоих вариантах не рекомендуется использование системы на граничном уровне мощности. Для предотвращения перегрузок лучше использовать звуковые фильтры или внешние кроссоверы.
Импеданс
Импедансом называется входное сопротивление устройства, единица измерения — Ом. При выборе сабвуфера важно, чтобы его импеданс соответствовал импедансу усилителя. Несоответствие этих характеристик приведет к одному из двух вариантов:
- перегорание усилителя — если импеданс сабвуфера ниже импеданса усилителя;
- тихая игра динамиков — если импеданс усилителя превышает этот показатель у сабвуфера.
Также необходимо учитывать, что импеданс усилителя должен равняться суммарному импедансу колонок, которые будут подключены к системе. Если к сабвуферу подключаются, например, два динамика с импедансом 2 Ом, то усилитель должен иметь этот показатель на уровне не менее 4 Ом.
Чувствительность
Этот параметр позволяет оценить уровень звукового давления, создаваемого сабвуфером. Измеряется в дБ и показывает громкость звучаний сабвуфера на расстоянии один метр при сигнале мощность 1 Вт.
Для устройств с одинаковыми значениями мощности и импеданса чем выше уровень чувствительности, тем лучше — устройство будет звучать громче. Например, для аудиосистемы среднего уровня достаточно сабвуфера с чувствительностью 90-95 дБ.
Диаметр динамика
Все еще популярно мнение, что диаметр динамика прямо коррелирует с его мощностью. Но это не всегда так: диаметр необходимо рассматривать в комплексе с чувствительностью и мощностью сабвуфера. Если сравнивать устройства одинаковой мощности и чувствительности, но разных диаметров, то лучше выбирать более компактный вариант, так как его проще разместить в автомобиле.
Тип корпуса
Ключевая задача корпуса сабвуфера — минимизировать влияние звука, генерируемого за диффузором (площадь сабвуфера, которая непосредственно создает звук).
Закрытый ящик. Такой тип корпуса полностью герметичен, благодаря чему звук за диффузором просто глушится. Для этого используются звукопоглощающие материалы по всей поверхности корпуса и создается воздушная подушка, которая и глушит резкие движения диффузора. Это самый простой и дешевый вид корпуса, который, к тому же, устойчив к пиковым нагрузкам. Недостаток таких моделей состоит в том, значительная часть звука поглощается, из-за чего устройство звучит тише сабвуферов в других корпусах.
Фазоинверторный. Этот тип корпуса имеет отверстие, которое расположено так, чтобы звуковая волна от диффузора, проходящая через него, синхронизировалась по фазе с основной звуковой волной. Это позволяет более эффективно использовать ресурс сабвуфера. Недостаток такого типа корпуса состоит в том, что необходима синхронизация не только по длине волны, но и по частоте. И если частота волн отклоняется от расчетного значения, то возникает искажение звука. Также сабвуферы в таких корпусах более подвержены повреждениям при пиковых нагрузках.
Полосовый Band-pass. Тип корпуса, объединяющий характеристики герметичного и фазоинверторгого типов. Сабвуферы с таким корпусом работают по принципу фильтра: в нем звучание получают частоты, длина волн которых наиболее близка расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение позволяет усилить глубину баса. Недостаток корпусов это типа — достаточно большие размеры.
Материал корпуса
Главное для материала корпуса, чтобы он поглощал звук от диффузора, и чем лучше звукопоглощающая характеристика у материала, тем лучше звучит сабвуфер.
MDF, ДСП, дерево и схожие с ним материалы имеют высокую плотность и слабую подверженность вибрации, поэтому они хорошо подходят для любого вида сабвуферов.
Карпет. Это материал, напоминающий ковровое покрытие. Им отделывают внешнюю часть корпуса сабвуфера. Он обладает отличными звукопоглощающими свойствами, поэтому часто используется и для улучшения звукоизоляции автомобиля.
С пластиковыми корпусами производители дополнительно используют звукопоглощающие материалы, например, карпет, из-за недостаточно собственного уровня звукопоглощения.
Металл хорошо глушит звук от диффузора, но сильно резонирует: корпус начинает колебаться с частотой звука сабвуфера, что приводит к ухудшению звучания.