Как выбрать автоусилитель

Количество каналов

Каждый канал усилителя предоставляет выход для подключения одного динамика. Таким образом, их общее количество в идеале должно совпадать с количеством колонок аудиосистемы. Но есть один нюанс: в некоторых случаях проще подсоединить сразу два динамика к одному каналу или один мощный сабвуфер к двум каналам.

Одноканальные. Оптимальный выбор для сабвуфера, поскольку он генерирует достаточную мощность (50–200 Вт) на характерную для этой колонки низкоомную нагрузку (1–2 Ом).

Двухканальные. Базовый недорогой вариант для пары стереодинамиков или одного сабвуфера. Если выбранный вами саб рассчитан на средний импеданс (4 – 8 Ом), можете подключить его по так называемой «мостовой» схеме. Она позволяет существенно увеличить мощность за счет объединения двух каналов в один. С другой стороны, с эффектом низкого сопротивления (1–2 Ом) такой усилитель не справится.

Трехканальные. Практически не встречаются в продаже. Непрактичны, поскольку все современные четырехканальные усилители выполняют те же задачи: 2 канала – сабвуфер, 2 канала – колонки.

Четырехканальные. Наиболее универсальный и востребованный вариант для стандартной автомобильной акустики, состоящей из 4 динамиков. Чтобы создать полноценную систему, достаточно добавить усилитель для сабвуфера.

Пятиканальные. Экономичная альтернатива для 4 колонок и сабвуфера. Экономит место. Не получила широкого признания, поскольку в большинстве ситуаций стараются ставить отдельные усилители.

Класс

Несмотря на большое разнообразие видов усилителей, в автомобильной отрасли прижились только два из них.

Класс AB. Использует силовые транзисторы выходного каскада. Гарантирует великолепное качество звучания без искажений. За это приходится расплачиваться низким КПД – не более 65%. Из 100 Вт потребляемой мощности до динамиков дойдет только 65 Вт. Значительное тепловыделение предъявляет особые требования к радиаторам охлаждения, поэтому диктует немалые размеры и вес.

При выборе усилителя AB-класса позаботьтесь о свободном пространстве в автомобиле. Место установки должно обеспечивать нормальную вентиляцию, защиту от брызг и уличной пыли.

Класс D. Цифровые усилители отличаются образцовым КПД (до 95 %) и большой выходной мощностью. Конструкция с низким тепловыделением не нуждается в специальном охлаждении. Компактный форм-фактор позволяет вмонтировать прибор в спинку сиденья или фальшпанель. 

Мощность

Во-первых, ориентируйтесь только на номинальную мощность, с которой усилитель без проблем работает длительное время. Изделия проверенных брендов часто имеют индивидуальный сертификат, на котором вместе с серийным номером указан заводской замер этого параметра. Недобросовестные производители, наоборот, пропечатывают на корпусе абстрактную цифру, показывающую пиковую или даже суммарную мощность всех каналов.

Во-вторых, мощность указывается только с привязкой к сопротивлению динамиков (например, при 2 или 4 Ом). Учтите, что при увеличении импеданса в два раза мощность так же падает вдвое. 

Обязательно сравните сопротивление громкоговорителей по отношению к выходному сопротивлению усилителя. Чем оно выше – тем эффективнее подавляются паразитные вибрации колонок.

В-третьих, не забудьте о чувствительности аудиосистемы (измеряется в дБ). Чем она ниже – тем сильнее нужен усилитель.

В самом общем виде старайтесь придерживаться следующих соотношений мощности усилителя:

  • для колонок – 100-120%;
  • для сабвуфера – 120-150%.

Слишком слабый или чрезмерно сильный аппарат не справится с контролем динамика (оборудование может сгореть) и приведет к потере качества звука.

Искажения и шум

Способность усилителя передать звучание трека максимально точно и чисто оценивают рядом коэффициентов.

Коэффициент гармонических искажений. Говорит о точности воспроизведения. Определяет уровень гармонического шума. Пиковые проявления: пропадание чистоты звука, шипение, особенно заметное на высоких частотах.

Соотношение сигнал/шум говорит о чистоте звука на выходе. Рассчитывается как отношение мощности полезного сигнала к мощности случайного шума, который может быть вызван самыми разными причинами, например, перегрев или внешние помехи.
Для простой аудиосистемы
Для простой аудиосистемы
При выборе усилителя под обычный набор колонок рекомендуется обращать внимание на устройства с соотношением «сигнал/шум» от 75 дБ и коэффициентом гармонических искажений до 1%.
Для техники уровня Hi-Fi/Hi-End
Для техники уровня Hi-Fi/Hi-End
Если вы часто участвуете в тусовках любителей автозвука или просто являетесь ценителем качественного звучания, при выборе усилителя к аудиосистеме уровня Hi-Fi/Hi-End необходимо устройство с допустимым отношением от 100 дБ и искажениями для Hi-Fi – до 0.7%, Hi-End – до 0.5%.

Фильтры частот

Предупреждают искажения звука и механические повреждения акустики.

ФВЧ – подавляет низкие частоты, пропуская высокие. Ставится в каналы, предназначенные для передачи сигнала фронтальным или тыловым колонкам. В одноканальных усилителях для сабвуфера не используется.

ФНЧ – подавляет высокие частоты, пропуская низкие. Обязательный элемент при передаче сигнала сабвуферу.

ФИНЧ (subsonic) – подавляет инфранизкие частоты, вредные для оборудования (создают паразитную нагрузку) и организма человека. Типичная граница: 20 Гц для сабвуфера или 50 Гц для широкополосных громкоговорителей.

Диапазон частот

Большинство усилителей прекрасно справляются с сигналом любой частоты, слышимой человеческим ухом: от 20 до 20 000 Гц. Некоторые производители в рекламных целях далеко выходят за верхнюю границу (70 000 Гц), однако практического смысла в этом мало.

Диапазон одноканального усилителя для сабвуфера, наоборот, специально смещен вниз (10–500 Гц) для глубокого раскрытия басов. Ничего страшного в этом нет, поскольку высокие частоты ему воспроизводить незачем.

Защита

Предупреждает повреждения дорогостоящего усилителя и связанной аудиосистемы (магнитола, колонки), продлевает срок эксплуатации. Наиболее важные механизмы защиты:

  • от перегрева – особенно актуальна для усилителей АВ-класса;
  • от короткого замыкания;
  • от перегрузки;
  • от превышения/падения напряжения.

Дополнительные опции

К их числу относятся:

  • регулятор чувствительности – для простого сопряжения с аудиосистемами различного типа;
  • точный эквалайзер – позволяет плавно скорректировать выбранную частоту в децибелах с минимальным шагом;
  • выносной регулятор громкости и пульт дистанционного управления – существенно упрощают управление, особенно при установке усилителя в труднодоступное место (например, под полом).

К сожалению, даже прямое сравнение количественных характеристик не позволяет оценить самое главное – насколько хорошо усилитель звучит. При выборе старайтесь выяснить это опытным путем прослушивания знакомых треков на знакомой акустике.

Обзоры

Хиты