Как выбрать монитор

Соотношение сторон

Большая часть современных мониторов имеет соотношение сторон 16:9 или 21:9. Первый вариант является самым универсальным и подходит для выполнения любых задач, будь то работа, учеба, поиск в интернете, просмотр видео или гейминг. 

Устройства с соотношением 21:9 предпочитают специалисты в области видеомонтажа и программирования, а также любители современных игр и фильмов. Ультраширокие мониторы позволяют удобно работать с несколькими приложениями одновременно и усиливают эффект погружения во время игрового процесса.

Реже встречаются дисплеи с соотношением сторон 32:9. Они призваны заменить конфигурацию из двух мониторов 16:9 с единым рабочим пространством. Таким образом пользователь может избавиться не только от рамок, но и от лишних проводов. 

Старые фильмы и игры не поддерживают ультраширокие форматы и будут идти на таких устройствах с черными полосами по краям.

Диагональ

Мониторы 16:9

  • менее 23,5 дюйма — бюджетные офисные модели, чаще всего собранные на базе TN. Для домашнего использования берутся редко;

  • 24 дюйма — одна из самых распространенных диагоналей. Большая часть таких мониторов имеет VA- или IPS-матрицу с разрешением FHD;

  • 27 дюймов — ходовой вариант, отлично сочетающийся с разрешением 2K (QHD). Ценится геймерами и профессионалами;

  • 32 дюйма — диагональ, оптимально масштабирующая разрешение 4К (UHD);

  • более 32 дюймов — большие мониторы, своими размерами больше похожие на телевизоры. Их диагональ может достигать 55 дюймов.

Ультраширокие мониторы 21:9

  • 29 дюймов — покидающие рынок устройства с разрешением 2560 × 1080 пикселей;

  • 34 дюйма — наиболее частая диагональ, идущая с разрешением 3440 × 1440 пикселей. Такие дисплеи, особенно в изогнутом исполнении, считаются идеальным вариантом для современных игр и фильмов.

Чтобы выбрать диагональ монитора, нужно учитывать несколько важных моментов: бюджет, возможные сценарии использования, личные предпочтения и, наконец, размеры стола, на котором будет стоять устройство.
Для офиса
Для офиса
Для рутинной офисной работы подойдет недорогой монитор с диагональю 24–27 дюймов.
Для дома
Для дома
Если позволяет пространство, домашний монитор может иметь диагональ вплоть до 32–34 дюймов. Большой экран позволит насладиться фильмами и играми по максимуму.

Изогнутый экран и радиус кривизны

Изогнутые мониторы призваны обеспечить глубокое визуальное погружение в происходящее на экране. Чем меньше радиус кривизны, тем сильнее изгиб. Например, дисплей с покзателем 1000R больше изогнут, чем монитор с 1800R.

1000R — максимальный изгиб, характерный для ультимативных игровых моделей. Может потребовать некоторого привыкания.
1500R — самый популярный радиус кривизны у любителей гейминга. Для работы лучше не использовать.  
1800R — универсальный вариант, подходящий для выполнения практически любого типа задач.

На изогнутых экранах великолепно смотрится любой медиаконтент. Однако для работы с чертежами и 3D-моделями лучше выбрать обычный плоский экран.

Разрешение

Разрешение экрана — это количество пикселей по горизонтали, умноженное на количество пикселей по вертикали. Чем больше разрешение, тем лучше картинка и выше требования к видеокарте.

1920 × 1080 пикселей (FHD, Full HD) — самое частое разрешение с огромным количеством фильмов и сериалов. С ним идет большая часть мониторов, имеющих диагональ до 27 дюймов.
2560 × 1080 пикселей — встречается в ультрашироких мониторах с диагоналями 29 и 34 дюйма.
2560 × 1440 пикселей (2К, QHD) — переходное разрешение, популярное в ПК-среде благодаря хорошей картинке и способности современных адаптеров выдавать на нем высокий FPS. Отличный вариант для многих сценариев использования.
3440 × 1440 пикселей (UWQHD) — основное разрешение мониторов с соотношением сторон 21:9. Хорошо показывает себя в играх, но для раскрытия всех его возможностей требуется мощная видеокарта.
3840 × 2160 пикселей (4K UHD) — дает четкую детализированную картинку, однако имеет серьезные требования к железу. Разрешение ближайшего будущего. На небольших мониторах может понадобиться масштабирование.
6016 × 3384 пикселя — фирменное разрешение Apple для мониторов Pro Display XDR.
7680 × 4320 пикселей (8K UHD) — высочайшее разрешение, предназначенное для суперпрофессиональных устройств.

Разрешение «двойных» мониторов чаще всего составляет 5120 × 1440 пикселей. Разделив первое число пополам, можно легко понять, какие два монитора заменит данная модель.
Для работы и учебы
Для работы и учебы
Для серфинга в интернете и выполнения офисных задач достаточно разрешения Full HD.
Для игр
Для игр
Чтобы получить максимальное визуальное удовольствие от игрового процесса, необходим монитор с разрешением 2K и выше.
Для криэйтеров и перфекционистов
Для криэйтеров и перфекционистов
Для работы с изображением и просмотра фильмов в максимальном качестве можно рассмотреть мониторы с разрешением 4K.

Тип матрицы

  • TN — устаревшая технология, которая в последнее время применяется только в офисных и киберспортивных ПК. Основные минусы — плохая цветопередача и малые углы обзора, а потому для работы с цветом и комфортного просмотра видеоконтента такие мониторы не подходят.

  • VA — матрицы с высоким уровнем контрастности и неплохим черным цветом. Недостатками являются гостинг и посредственное время отклика, что может не понравится любителям динамичных игр.

  • IPS — универсальный вариант, имеющий хорошие цветопередачу, скорость отклика и углы обзора. Однако контрастность таких матриц редко превышает 1000:1.

  • OLED — матрицы на базе органических светодиодов. Их неоспоримые преимущества — глубочайший черный цвет, высокая контрастность, великолепная картинка и быстрый отклик. Из минусов — скромный выбор моделей, небольшая яркость и опасность выгорания.

QD-OLED — новая технология от компании Samsung, объединяющая органические светодиоды с квантовыми точками. Последние позволили повысить яркость и расширить цветовой охват. Такие матрицы можно найти лишь в нескольких премиальных моделях.
Для дома
Для дома
При покупке домашнего монитора выбор состоит из двух вариантов: VA или IPS. Если позволяет бюджет, можно подумать об OLED.
Для киберспорта
Для киберспорта
Профессиональные геймеры выбирают мониторы на TN- или Fast IPS-матрице с низким временем отклика.
Для профессионалов
Для профессионалов
Для работы с цветом оптимальным выбором станет профессиональный монитор на IPS-матрице с возможностью аппаратной калибровки.

Подсветка матрицы

Продвинутые LED-мониторы оснащаются сегодня особым типом подсветки — Mini LED. Использование большого количества маленьких светодиодов позволило повысить яркость и уменьшить ореолы вокруг ярких объектов на темном фоне.

Глубина цвета

Глубина цвета — это количество цветов, которые способен показать монитор.

10 бит — матрицы, отображающие более миллиарда оттенков с плавными цветовыми переходами. Ставятся в премиальные модели, в основном предназначенные для работы с цветом.
8 бит + FRC — неплохая замена варианту выше. Благодаря технологии дизеринга демонстрируют тот же миллиард цветов, но имеют более доступную цену.
8 бит — показывают около 16 миллионов цветов и являются хорошим выбором для домашнего использования.  
6 бит + FRC — встречается в моделях низкого и среднего ценового сегмента. Пользователям с высокими требованиями к цветопередаче такие модели лучше обходить стороной.

Яркость

Яркость — максимальный уровень белого цвета, который может показать устройство.

  • 200 кд/м² — минимальный порог яркости, встречающийся в самых бюджетных моделях.
  • 250–350 кд/м² — типичная яркость, характерная для большинства современных мониторов. Ее достаточно для выполнения практически любого типа задач.
  • 400–600 кд/м² — показатели, позволяющие претендовать на начальный HDR. В спецификациях таких устройств можно обнаружить сертификаты VESA DisplayHDR 400 или VESA DisplayHDR 600.
  • Более 1000 кд/м² — мониторы с такой яркостью чаще всего являются игровыми или высокопрофессиональными моделями, предназначенными для создания HDR-контента. 

При длительной работе за ПК (особенно в темных помещениях) вполне достаточно яркости 150–200 кд/м². В противном случае возрастает нагрузка на глаза.

HDR

Технология HDR делает картинку более сочной и насыщенной. Во многом это происходит благодаря увеличению яркости и расширенному цветовому охвату.

VESA DisplayHDR 400 — начальный уровень HDR с самыми простыми требованиями: пиковая яркость 400 нит и 8-битная матрица. Технология локальной подсветки не обязательна, поэтому эффект HDR сильно ощутим не будет. 

VESA DisplayHDR 600 — более продвинутый вариант, требующий яркость 600 нит, 10-битную матрицу и локальную подсветку. 

VESA DisplayHDR 1000 — стандарт для топовых мониторов с максимальной яркостью 1000 нит, 10-битной матрицей и строгими требованиями к технологии локального затемнения.

Нужна ли монитору поддержка HDR — вопрос спорный. С каждым годом такого контента становится все больше, однако качественная реализация этой технологии доступна лишь на топовых моделях с соответствующей ценой.

Статическая и динамическая контрастность

От статической контрастности зависит качество черного цвета, который может отобразить монитор. Чем больше контрастность, тем выше четкость изображения.

  • До 600:1 — минимальная контрастность, характерная для мониторов на TN-матрице. Для работы с цветом не подходит.
  • От 700:1 до 1500:1 — типовая контрастность IPS-матриц.
  • От 2500:1 до 5000:1 — типовая контрастность VA-матриц.
  • Более 5000:1 — встречается только у OLED-мониторов.

Гигантские значения (например, 10 000 000:1) являются показателями динамической контрастности, которую при выборе монитора можно не учитывать.

Частота обновления экрана

Частота обновления экрана — количество кадров, которое может вывести монитор за одну секунду. Чем выше этот показатель, тем более плавным будет изображение в динамичных сценах.

60–75 Гц — встречается в подавляющем большинстве мониторов. Таких показателей достаточно для выполнения всех типовых задач.
144–165 Гц — игровая частота обновления, обеспечивающая качественный домашний гейминг. 
240–360 Гц — частота для соревновательного и профессионального киберспорта. 

С увеличением частоты обновления возрастают требования к видеокарте. Высокогерцовый монитор реализует все свои возможности только при наличии соответствующего графического адаптера.
Обычным пользователям
Обычным пользователям
Для серфинга в интернете, общения в соцсетях, просмотра фильмов и казуальных игр хватит обычного монитора с частотой обновления 60–75 Гц.
Геймерам
Геймерам
Для динамичных игр желательно иметь монитор с частотой обновления 144 Гц и выше.
Киберспортсменам
Киберспортсменам
Чем выше частота обновления, тем лучше. Ради хорошей герцовки можно пожертвовать такими характеристиками, как высокое разрешение и качественная цветопередача.

Системы адаптивной синхронизации

Адаптивная синхронизация — это синхронизация частоты обновления экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой, что уменьшает задержки и устраняет разрывы в изображении.

FreeSync — технология от компании AMD, работающая с разъемами DisplayPort и HDMI. Есть три варианта: FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Для реализации двух последних монитор должен иметь частоту обновления не ниже 120 Гц и минимальное разрешение FHD.

G-Sync — конкурент от NVIDIA. Также имеет три версии: G-Sync Ultimate, G-Sync и G-Sync Compatible. Для первых двух необходим специальный встроенный чип. G-Sync Compatible реализуется программно через разъем DisplayPort.

AMD FreeSync является универсальной технологией, однако при наличии видеокарты от NVIDIA лучше искать монитор с G-Sync Compatible. Это гарантирует отсутствие проблем с совместимостью монитора и графического адаптера.

Время отклика

Отклик монитора — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Чем ниже время отклика, тем меньше размытие в динамичных сценах. Считается, что малое время отклика позволяет быстрее среагировать на появление противника, что увеличивает шансы на победу.

Менее 1 мс — уровень продвинутых киберспортивных мониторов.
1–4 мс — показатель хорошего игрового монитора.
5–8 мс — время отклика, достаточное для работы, учебы и просмотра фильмов. Также подойдет для неспешных игр, не требующих быстрой реакции.

Цветовой охват

Цветовой охват — это диапазон цветов, которые может отобразить монитор.

sRGB — цветовое пространство, в котором любят работать Web-дизайнеры. Наиболее оптимальное значение — 100 %. Чтобы сделать картинку более насыщенной, производители мониторов расширяют цветовой охват до 120, 130 и даже 140 %. 
Adobe RGB — более широкое цветовое пространство, актуальное для профессионалов в области печати. Мониторы для полиграфистов и дизайнеров могут отображать до 100 % Adobe RGB. Обычному пользователю такие значения не требуются.  

Многие модели с расширенным цветовым охватом имеют режим эмуляции sRGB. Он позволяет вернуться к естественным цветам, если пользователь хочет поработать с изображением или просто устал от перенасыщенной картинки.

Разъемы

VGA и DVI — уходящие разъемы, которые еще можно встретить в бюджетных мониторах и видеокартах.
DisplayPort — главный компьютерный интерфейс для передачи качественного аудио- и видеосигнала. Имеет высокую пропускную способность и поддерживает NVIDIA G-Sync. 
HDMI — универсальный цифровой порт, с помощью которого к монитору подключается игровая приставка или ноутбук.
USB Type-C (DP Alt Mode) — можно использовать для подключения и одновременной подзарядки ноутбука.

Некоторые современные мониторы оборудованы USB-концентратором, который позволяет реализовать функцию KVM, а также подсоединить к дисплею флешку, клавиатуру или мышку.

Технологии защиты зрения

Сегодня практически все мониторы оснащены тем или иным набором систем защиты зрения. Надписи Flicker-Free и Flicker Safe говорят об отсутствии вредной для глаз ШИМ (широтно-импульсной модуляции). Технология Low Blue Light снижает излучение синего света, благодаря чему также уменьшается нагрузка на глаза.  

Акустическая система

Возможностей встроенной акустической системы бывает достаточно разве что простому офисному монитору. Для домашнего устройства лучше взять колонки или наушники. 

Регулировка положения дисплея

Почти у всех мониторов можно изменить угол наклона дисплея. Более эргономичные подставки позволяют отрегулировать высоту и угол горизонтального поворота. В особых случаях добавляется так называемый портретный режим. Он может пригодиться программистам и дизайнерам.

Крепление VESA

При желании пользователь может повесить монитор на стену или установить его на специальный кронштейн. Для этого устройство должно иметь крепление VESA. Самые распространенные варианты — VESA 100 × 100 мм и VESA 75 × 75 мм. Дисплеи с особенно большой диагональю используют VESA 200 × 200 мм или даже VESA 300 × 300 мм. 

Обзоры

Хиты